Годы обучения
За свою жизнь Альберт Кан, являющийся одним из наиболее продуктивных архитекторов в американской истории, спроектировал более 1000 зданий. Воплощенные в реальность заказы поражают разнообразием и включают одни из самых больших производственных предприятий, когда-либо возведенных за историю человечества. Кан обладал рядом личностных качеств, определивших поразительную степень профессиональной верности своим клиентам, в особенности Генри Форду, Генри Борн Джою, Уолтеру Крайслеру и компании Fisher Brother, на главенство которых пришлась золотая эпоха автомобилестроения в Детройте в первой половине XX века.
Кан был очень прагматичным дизайнером, он никогда не привязывался к единому стилистическому, структурному или организационному подходу. Как опытный соавтор он установил среди архитекторов стандарты по подбору разноплановых групп экспертов. Он обладал огромной энергией и ясностью внимания. Кроме того, он был эффективным менеджером и умел всегда завершать проекты вовремя и не выходя за рамки установленного бюджета. Эти практические результаты и административные навыки впечатлили Форда и других соперничающих капиталистов автомобильной промышленности Детройта.
Старший из восьми детей в семье, Альберт Кан родился в городе Раунен, Вестфалия, Германия, 21 марта 1869 года. После его рождения семья переехала в Эхтернах, Люксембург, что неподалеку от промышленной долины Рур. В Эхтернахе они прожили до тех пор, пока Альберту не исполнилось 11 лет. Отец Кана, Иосиф, получивший образование раввина, по всеобщему мнению был своего рода мечтателем, изо всех сил старавшимся найти работу, которая бы обеспечила семье постоянный доход. Мама Альберта, Розали, имела, по словам официального биографа Кана Гранта Гильдебранда, «сильный характер и врождённое увлечение изобразительным искусством и музыкой». Розали Кан привила свою любовь к музыке сыну, который в детстве очень хорошо играл на фортепиано. Также в раннем возрасте он проявил талант к рисованию. Родители Кана убедили его развивать эти навыки. В 1880 году семья Кана эмигрирует в США и случайным образом поселяется в городе Детройт, штат Мичиган, городе, находящемся на грани беспрецедентного бума промышленного и архитектурного строительства, который будет продолжаться с 1900 по 1930 год. В Детройте финансовые трудности вынудили Альберта, старшего из детей семьи, прервать его обучение в средней школе и начать работать, чтобы обеспечивать семью. Такая способствующая формированию личности обстановка в семье — «нежизнеспособный», постоянно меняющий место работы отец, сильный сыновий долг и серьёзные финансовые трудности — повлияли на формирование практических и профессиональных взглядов Альберта.
Ранние архитектурные изыскания
В начале 1880-х годов Кан получает работу стажера в детройтской архитектурной фирме John Scott and Associates, а впоследствии в Mason and Rice, фирме, известной своими работами на поприще жилой архитектуры в стиле Шингл и Романском стиле Ричардсона. Начав работу в качестве рассыльного 3 марта 1884 года, Кан старательно работает на Mason and Rice 12 лет. Он получает периодические повышения до тех пор, пока не занимает должность главного чертёжника. Его энергичность и увлеченность привлекают внимание Джорджа Мейсона. Позже Мейсон так опишет Кана: «Я никогда до этого не встречал никого с такой безграничной тягой к знаниям и такой поразительной сосредоточенностью». Мейсон становится наставником Кана, временами приглашая его в свой дом, чтобы за ужином поговорить об архитектуре. При поддержке Мейсона Кан начинает отрабатывать свои чертёжные навыки и доводит до ума профессиональное резюме. Возможность профессионального продвижения открывается для него в 1891 году, когда Альберту исполняется 22 года. Он выигрывает стипендию в 500 долларов от авторов книги «Новые веяния в американской архитектуре и строительстве» на обучение в Европе. Как и большинство молодых архитекторов во время таких больших путешествий, Кан усердно зарисовывает как публичные монументы, так и более скромные жилые дизайны. В конечном итоге он заводит знакомства с другими молодыми дизайнерами и архитекторами, также путешествующими по Европе.
Хорошим другом Кана становится архитектор Генри Бейкон (1866-1924), с которым Альберт путешествует по Франции и Италии. Кан считал, что Бэйкон способствовал развитию его образования; друзья проводят много времени за обсуждениями архитектуры и зарисовкой фермерских домов и публичных монументов, уделяя особое внимание декоративным мотивам, которые можно было бы повторно использовать в возрождении стиля домов в 1910-30 годах. Однако, в отличие от множества архитекторов, которых он встречал в Европе, Кан не проходил формального обучения в колледже и не мог предоставить документы о наличии у него профессионального диплома ни одной из самых престижных архитектурных школ того времени, парижской Школы изящных искусств, ни новых американских архитектурных школ, таких как Колумбийский университет (основанный в 1881 году) или Калифорнийский университет в Беркли (основан в 1903), чьи учебные программы были скопированы с французской школы. Для того чтобы доказать свою конкурентоспособность, Кану пришлось превзойти своих сверстников и выработать личные черты характера, которые помогли бы ему завоевать клиентов и сохранить их.
Работа Кана в Детройте
Вернувшись в Детройт, Кан продолжает работу в Mason and Rice. Он проработает в компании ещё несколько лет, прежде чем покинет её в 1896, чтобы формировать многочисленные партнерства. (Индивидуальную карьеру он начнёт в 1903 году.) Кан также продемонстрирует выдающиеся способности к сотрудничеству, работая в 1903 году со своим братом Юлием, инженером-строителем. В этом году Юлий и Альберт начинают работу над Инжиниринговым Залом (ныне Западный Зал), первым из 17 заказов для Мичиганского университета, завершенных до смерти Альберта в 1942 году. Многочисленные заказы новых типов производственных площадок, в основном автомобильных заводов, позволили братьям Кан экспериментировать с новыми строительными материалами, в особенности с бетоном, для которого Юлий разработал новые методы монтажа металлической укрепляющей арматуры. (Альберт и Юлий использовали Западный Зал как своего рода лабораторию для тестирования новейшего метода использования стальных балок для укрепления бетонной конструкции.) Работа над производственными зданиями, которые, как правило, не представляли особого интереса для выпускников Школы изящных искусств, также позволила Канам отступить от строгого соблюдения соответствующих стилистических прецедентов в их дизайнах.
В работе над комплексом Ford's River Rouge и различными производственными зданиями для Packard and Chrysler Кан создаёт поразительные по своим масштабам, современным материалам и неприхотливому отсутствию украшений архитектурные объекты. Огромные ряды стальных потолочных стропил, стены из стекла, новые строительные технологии и минималистичные геометрические формы (особенно хорошо заметные в зубчатых системах мониторного освещения на крышах) начинают привлекать внимание авангардных архитекторов и художников. Среди них Ле Корбюзье, Чарльз Шилер и другие, интересующиеся творческими выражениями современной индустриальной эры. Во времена Великой депрессии Кан построил более 600 заводов, 521 из которых были возведены для автомобильной промышленности в Советском Союзе по заказу Иосифа Сталина.
Именно этими поразительными, ничем не украшенными фабриками, столь характерными для эпохи конвейеров, Кан продолжает восхищать большинство архитекторов и историков. В то же время он создаёт стилистически и организационно разнообразный комплекс зданий Мичиганского университета. Он свидетельствует о его прагматизме, склонности опираться на прецедент, когда это считается целесообразным, а также о его готовности экспериментировать и синтезировать, если традиционные модели перестают соответствовать новым утилитарным требованиям или технологическим возможностям.
Перевод статьи выполнил Вячеслав Гринчук / © Конструкторское Бюро Русский Стиль
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. |
Понравился проект? Напиши нам, и мы разработаем такой же или даже лучше! |