Лауреат притцкеровской премии 1997 года Сверре Фен (14 августа 1924 — 23 февраля 2009) был лидером скандинавской архитектуры времен после Второй Мировой войны. "В его работах есть интуитивное понимание того, как использовать северные ландшафты и, в особенности, условия освещения в рамках строительной культуры, а на протяжении всей его карьеры каждый период отражал тонкую чувствительность к международным переменам и отношениям к архитектуре," отмечает его близкий соратник Пер Олаф Фьельд. "Это можно сравнить с писательской работой автора, находящегося в горной изоляции, но при этом обладающего сверхъестественным, интуитивным чутьем того, что происходит в городе у подножья горы."
Наряду с другими выпускниками Архитектурной Школы Осло, Фен принимал участие в международных Архитектурных обсуждениях, в особенности благодаря МКСА (Международный Конгресс Современной Архитектуры) и его скандинавскому ответвлению ПГАОН (Прогрессивная группа архитекторов, Осло, Норвегия). Однако свое первое международное признание он получил за Норвежский павильон на Международной Выставке в Брюсселе 1958 года и Северный павильон на Венецианской Биеннале 1962 года.
Северный павильон служит примером того, как Фен переосмыслил элементы традиционной норвежской архитектуры, оценив участок, выделенный под проект, природу его материалов и освещение. Вместо создания наружного обзора, архитектор сосредоточился на улавливании света и придания ему пространственного присутствия. Крыша, сделанная из двух решёток тонких бетонных ламелей, добавляет освещению однородности, типичной для северных ландшафтов. Проёмы, расположенные в границах сетки, также позволили сохранить существующие деревья как отличительные элементы проекта; в работах Фена тяжелые и аскетичные материалы, такие как бетон или кирпич, часто противопоставлялись древесине, пробуждающей воспоминания о природных элементах его страны.
Наряду с многочисленными жилыми проектами Фен посвятил позднюю часть своей карьеры проектированию музеев. Среди наиболее значимых проектов можно выделить Музей ледников, Музей художника Аукруста и Музей региона Хедмарк, в которых Сверре продолжил изучать взаимоотношения зданий не только с их природным контекстом, но и с особенностями участков.
Творчество Фена — это всегда неизбежная конфронтация между природой и строениями, сделанными человеческими руками. Рассуждая над тем, как возвести свой проект на основании ограниченной площади, Фен стремился разрешить этот конфликт между строением и его нетронутым окружением.
Перевод статьи выполнил Вячеслав Гринчук / © Конструкторское Бюро Русский Стиль
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. |
Понравился проект? Напиши нам, и мы разработаем такой же или даже лучше! |