Учитывая внушительный список известных выпускников его фирмы, OMA, не будет преувеличением назвать Рема Колхаса (дата рождения 17 ноября 1944 года) крёстным отцом современной архитектуры. Являясь в равной степени теоретиком и дизайнером, за свою более чем сорокалетнюю карьеру Колхас разработал революционный метод архитектурного взгляда на программу и взаимодействие пространства, он и сегодня продолжает проектировать здания, раздвигающие возможности архитектуры до новых пределов.
Реммент Колхас родился в Роттердаме, Нидерланды. Когда Рему было 8 лет, его отец получил приглашение на проведение культурной программы в Джакарте, Индонезия, и впоследствии переехал с семьёй в Азию. Семья вернулась в Амстердам 3 года спустя, где Колхас впоследствии увлёкся кинематографом (этап, который, как он полагает, до сих пор оказывает влияние на его работу), до поступления в Архитектурную Школу Архитектурной Ассоциации в Лондоне в 1968 году. После продолжения обучения в Корнеллском Университете и Институте Архитектуры и Урбанистики в Нью-Йорке, Колхас вернулся в Лондон и открыл собственную фирму, OMA, сотрудниками которой стали его жена Маделон Вризендорп, а также Элиа и Зои Зенгелис. Кроме того он начал преподавать в своей альмаматер, именно в это время состоялось его знакомство с юной Захой Хадид. Хадид вскоре присоединилась к команде OMA, и вместе они начали работу над рядом высококонцептуальных, преимущественно оставшихся на бумаге проектов, главным из которых стало здание голландского парламента в Гааге.
В этот период Колхас написал «Нью-Йорк вне себя», урбанистический манифест, который определит его будущую архитектурную стратегию. В этой книге Колхас заявляет сверхплотную "культуру перегруженности" города как культурный инкубатор, в котором неожиданные взаимодействия могут привести к инновациям и креативности. Именно в этом тексте Колхас впервые предложил идею "пересекающихся программ", намеренно представив неожиданные программные типы в рамках зданий различных типологий, к примеру беговые дорожки, находящиеся внутри небоскрёбов. Впоследствии эта идея повторялась в различных вариантах, например, в его неудачном предложении включить больничные палаты для бездомных в проект Центральной библиотеки Сиэтла. Книга до сих пор считается важной частью архитектурного канона.
После того как Хадид покинула фирму, OMA получила свой первый большой заказ, Нидерландский Театр Танца в Гааге. Завершённое в 1987 году здание стало воплощением множества идей, провозглашённых в «Нью-Йорк вне себя»; особенностями дизайна стало разнообразие форм и материалов, объединённых уникальными способами, для создания новых типов пространства и визуального стимулирования композиции. Успех этого здания, наряду с продолжающимся интересом к их непостроенным конкурсным работам, обеспечил OMA рост международного признания.
1990-е годы ознаменовались для Колхаса и OMA широким разнообразием масштабов проектов, от городских генеральных планов (Евралиль, Франция) до музея "Кюнстхал" в Роттердаме (1992) и проектов жилых зданий. Наиболее широкую известность из этих жилых проектов получили "Вилла Далль'Ава" в Париже (1991) и "Особняк Бордо" (1999). В этих домах Колхас обращается к модернистской классике, в частности к "Вилле Савой" и "Дому Фарнсуорт". Рем разделил их дизайны на части и объединил вновь в соответствии с индивидуальными нуждами клиентов. Особенностями "Вилла Далль'Ава" являются бассейн на крыше и динамичное сочетание материалов, из которых состоят три этажа здания, расположенные над землёй на тонких, равномерно размещённых колоннах, а также стены из отлитого на участке бетона. Частные жилые блоки были соединены общим стеклянным жилым пространством внизу и бассейном наверху. Дизайн "Особняка Бордо" состоит из трёх этажей с разной степенью прозрачности, соответствующей типу программы, соединённых лифтом подчёркнуто увеличенного размера, выступающим также в качестве офиса для мужа, передвигающегося на инвалидной коляске.
Следующее десятилетие ознаменовалось масштабным расширением OMA, включающим основание архитектурного аналитического центра и исследовательской группы AMO в 1999 году. С этого времени AMO принимала участие в разработке дизайнов для многочисленных выставок и мероприятий, включая магазины и подиумные показы модного дома Prada. Ключевыми строениями компании OMA в двухтысячных стали "Дом музыки" в Порту (2005), "Театр Уайли" в Далласе (2009), "Центр МакКормик-Трибьюн Иллинойского института технологии" в Чикаго (2001) и здание "Центральной библиотеки Сиэтла" (2004). Особого внимания заслуживает "Здание библиотеки в Сиэтле", оказавшее глубокое влияние на архитектурный подход и схематическое изображение в архитектуре - в этом проекте впервые были использованы "словесные пузыри" (графическое отображение прямой речи персонажа в комиксах - прим.переводчика) в программной схеме для обозначения пространственных отношений, а со временем такое решение получит среди архитекторов международное распространение. Поворотные плоскости библиотеки, подчеркивающие виды на город, также убедили критиков в том, что элегантная форма может стать производной результата сосредоточения внимания на восприятии пользователя.
После этого Колхас приложил руку к проектированию зданий по всему миру, включая штаб-квартиру CCTV в Пекине, здание смешанного пользования "Де Роттердам", здание национальной библиотеки Катара и здание фонда продвижения современного искусства Prada в Милане.
В последние годы рассуждения Рема Колхаса варьировались от разложения архитектуры на фундаментальные элементы в его нашумевшем выступлении на Венецианской биеннале 2014 года до целесообразности создания "умных городов" и исследования урбанизации в Лагосе, Нигерия. Зачастую он также отмечался в области скептицизма, примером может послужить его высказывание о том, что "человек может обитать везде. И в любом месте он может быть как несчастен, так и предельно счастлив. Всё чаще я думаю о том, что архитектура ничего не может с этим поделать. Конечно же, это меня одновременно и раскрепощает, и тревожит."
Эти высказывания привели к тому, что Колхаса стали называть "самой противоречивой фигурой в архитектуре" и "анти архитектором", но эти определения не отражают карьеру человека, всегда стремившегося быть в архитектуре на шаг впереди и мыслить как можно шире. Помогая построить карьеру таким архитекторам как Бьярке Ингельс, Оле Шерен, Фаршид Муссави, Жанна Ган, Вини Маас и многим-многим другим, Колхас, возможно, открыл ещё один способ мыслить масштабно: создавать будущее.
Перевод статьи выполнил Вячеслав Гринчук / © Конструкторское Бюро Русский Стиль
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. |
Понравился проект? Напиши нам, и мы разработаем такой же или даже лучше! |