Вторник, 20 июня 2023 18:27

В центре внимания: Рем Колхас

Учитывая внушительный список известных выпускников его фирмы, OMA, не будет преувеличением назвать Рема Колхаса (дата рождения 17 ноября 1944 года) крёстным отцом современной архитектуры. Являясь в равной степени теоретиком и дизайнером, за свою более чем сорокалетнюю карьеру Колхас разработал революционный метод архитектурного взгляда на программу и взаимодействие пространства, он и сегодня продолжает проектировать здания, раздвигающие возможности архитектуры до новых пределов.

Реммент Колхас родился в Роттердаме, Нидерланды. Когда Рему было 8 лет, его отец получил приглашение на проведение культурной программы в Джакарте, Индонезия, и впоследствии переехал с семьёй в Азию. Семья вернулась в Амстердам 3 года спустя, где Колхас впоследствии увлёкся кинематографом (этап, который, как он полагает, до сих пор оказывает влияние на его работу), до поступления в Архитектурную Школу Архитектурной Ассоциации в Лондоне в 1968 году. После продолжения обучения в Корнеллском Университете и Институте Архитектуры и Урбанистики в Нью-Йорке, Колхас вернулся в Лондон и открыл собственную фирму, OMA, сотрудниками которой стали его жена Маделон Вризендорп, а также Элиа и Зои Зенгелис. Кроме того он начал преподавать в своей альмаматер, именно в это время состоялось его знакомство с юной Захой Хадид. Хадид вскоре присоединилась к команде OMA, и вместе они начали работу над рядом высококонцептуальных, преимущественно оставшихся на бумаге проектов, главным из которых стало здание голландского парламента в Гааге.

В этот период Колхас написал «Нью-Йорк вне себя», урбанистический манифест, который определит его будущую архитектурную стратегию. В этой книге Колхас заявляет сверхплотную "культуру перегруженности" города как культурный инкубатор, в котором неожиданные взаимодействия могут привести к инновациям и креативности. Именно в этом тексте Колхас впервые предложил идею "пересекающихся программ", намеренно представив неожиданные программные типы в рамках зданий различных типологий, к примеру беговые дорожки, находящиеся внутри небоскрёбов. Впоследствии эта идея повторялась в различных вариантах, например, в его неудачном предложении включить больничные палаты для бездомных в проект Центральной библиотеки Сиэтла. Книга до сих пор считается важной частью архитектурного канона.

После того как Хадид покинула фирму, OMA получила свой первый большой заказ, Нидерландский Театр Танца в Гааге. Завершённое в 1987 году здание стало воплощением множества идей, провозглашённых в «Нью-Йорк вне себя»; особенностями дизайна стало разнообразие форм и материалов, объединённых уникальными способами, для создания новых типов пространства и визуального стимулирования композиции. Успех этого здания, наряду с продолжающимся интересом к их непостроенным конкурсным работам, обеспечил OMA рост международного признания.

1990-е годы ознаменовались для Колхаса и OMA широким разнообразием масштабов проектов, от городских генеральных планов (Евралиль, Франция) до музея "Кюнстхал" в Роттердаме (1992) и проектов жилых зданий. Наиболее широкую известность из этих жилых проектов получили "Вилла Далль'Ава" в Париже (1991) и "Особняк Бордо" (1999). В этих домах Колхас обращается к модернистской классике, в частности к "Вилле Савой" и "Дому Фарнсуорт". Рем разделил их дизайны на части и объединил вновь в соответствии с индивидуальными нуждами клиентов. Особенностями "Вилла Далль'Ава" являются бассейн на крыше и динамичное сочетание материалов, из которых состоят три этажа здания, расположенные над землёй на тонких, равномерно размещённых колоннах, а также стены из отлитого на участке бетона. Частные жилые блоки были соединены общим стеклянным жилым пространством внизу и бассейном наверху. Дизайн "Особняка Бордо" состоит из трёх этажей с разной степенью прозрачности, соответствующей типу программы, соединённых лифтом подчёркнуто увеличенного размера, выступающим также в качестве офиса для мужа, передвигающегося на инвалидной коляске.

Следующее десятилетие ознаменовалось масштабным расширением OMA, включающим основание архитектурного аналитического центра и исследовательской группы AMO в 1999 году. С этого времени AMO принимала участие в разработке дизайнов для многочисленных выставок и мероприятий, включая магазины и подиумные показы модного дома Prada. Ключевыми строениями компании OMA в двухтысячных стали "Дом музыки" в Порту (2005), "Театр Уайли" в Далласе (2009), "Центр МакКормик-Трибьюн Иллинойского института технологии" в Чикаго (2001) и здание "Центральной библиотеки Сиэтла" (2004). Особого внимания заслуживает "Здание библиотеки в Сиэтле", оказавшее глубокое влияние на архитектурный подход и схематическое изображение в архитектуре - в этом проекте впервые были использованы "словесные пузыри" (графическое отображение прямой речи персонажа в комиксах - прим.переводчика) в программной схеме для обозначения пространственных отношений, а со временем такое решение получит среди архитекторов международное распространение. Поворотные плоскости библиотеки, подчеркивающие виды на город, также убедили критиков в том, что элегантная форма может стать производной результата сосредоточения внимания на восприятии пользователя.

После этого Колхас приложил руку к проектированию зданий по всему миру, включая штаб-квартиру CCTV в Пекине, здание смешанного пользования "Де Роттердам", здание национальной библиотеки Катара и здание фонда продвижения современного искусства Prada в Милане.

В последние годы рассуждения Рема Колхаса варьировались от разложения архитектуры на фундаментальные элементы в его нашумевшем выступлении на Венецианской биеннале 2014 года до целесообразности создания "умных городов" и исследования урбанизации в Лагосе, Нигерия. Зачастую он также отмечался в области скептицизма, примером может послужить его высказывание о том, что "человек может обитать везде. И в любом месте он может быть как несчастен, так и предельно счастлив. Всё чаще я думаю о том, что архитектура ничего не может с этим поделать. Конечно же, это меня одновременно и раскрепощает, и тревожит."

Эти высказывания привели к тому, что Колхаса стали называть "самой противоречивой фигурой в архитектуре" и "анти архитектором", но эти определения не отражают карьеру человека, всегда стремившегося быть в архитектуре на шаг впереди и мыслить как можно шире. Помогая построить карьеру таким архитекторам как Бьярке Ингельс, Оле Шерен, Фаршид Муссави, Жанна Ган, Вини Маас и многим-многим другим, Колхас, возможно, открыл ещё один способ мыслить масштабно: создавать будущее.

Перевод статьи выполнил Вячеслав Гринчук / © Конструкторское Бюро Русский Стиль

  • strelka
  • _DSC3908
  • 01_Concrete__Front_Exterior__Photo_credit_Mohamed_Somji__courtesy_Alserkal_Avenue
  • 01_Fondaco_dei_Tedeschi_Photo_by_Delfino_Sisto_Legnani_and_Marco_Cappelletti
  • 03_ManusxMachina_Central_Dome_copyright_OMA_photography_by_Albert_Vecerka
  • 03-Timmerhuis__Photo_Ossip_van_Duivenbode
  • 3a0a69b2d7da9676a02367844d9fb2d4
  • 06_Faena-Forum_Iwan-Baan
  • 08_Bibliothèque_Alexis_de_Tocqueville__Photo_by_Delfino_Sisto_Legnani_and_Marco_Cappelletti
  • 08_Rijnstraat__Photo_by_Delfino_Sisto_Legnani_and_Marco_Cappelletti
  • 11_West_Atelier_by_Brett_Beyer
  • 14_Holland_Green-Nick_Gutteridge
  • 17_Lab_City_Photo_by_Vitor_Oliveira
  • 030_MNBAQ_Cascade_web_size_Photography_by_Bruce_Damonte_
  • 528fb02ae8e44e5368000224_de-rotterdam-oma_frontal_view_michelvandekar_copyrightoma
  • 92735_©_Philippe_Ruault
  • 5254263ce8e44eff020006ac_shenzhen-stock-exchange-hq-oma_szse_ext-eveningview_-c-oma_photography_by_philippe_ruault
  • 51663628b3fc4b22010000df_coach-omotesando-flagship-oma_coach_omotesando_oma_4903
  • 53356966c07a806c360001f1_g-star-raw-hq-oma_12002099_construction_hq_2011
  • 1255525623-321-2-wyly-night-view
  • 1294774775-kunsthal-kleiobird1
  • 1295935736-oma5-copy-copy
  • 1317650871-4-maggies-gartnavel-copyright-philippe-ruault
  • 1320080727-oma-cornellaap-6
  • Copyright_PeterAaron-OTTO
  • Credit_John__Gollings_corner
  • Iwan_Baan_PRADA_Transformer_1167
  • iwanbaancctv
  • OMA4
  • photo-BOEGLY_GRAZIA-2016-JOHN_PAWSON-OMA-design_museum-london-Low_Res-A-02
  • PORTADA_01-Fondazione_Prada_Photo_Bas_Princen
  • PORTADA_The_Interlace_by_OMA_Ole_Scheeren_photo_--¼_Iwan_Baan_01
  • Repossi_Place_Vendome_photo_Cyrille_Weiner_courtesy_Repossi_07
  • seattleoma
  • SLEC_OMA_byKevinMak_DSC_7707_161111
  • stringio(1)
  • stringio
  • stringio_(1)
  • stringio_(3)

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Понравился проект? Напиши нам, и мы разработаем такой же или даже лучше!

Прочитано 269 раз