Понедельник, 24 апреля 2017 00:06

Архитектура 1610-1630 годов XVII столетия

После Смуты. В 1613 году новым царём избрали Михаила Фёдоровича Романова. Это событие имело огромное значение в истории Московской Руси. Смутное время закончилось, началась новая эпоха династии Романовых. В это же время в едином государстве воссоединились русский и украинский народы, что имело огромное прогрессивное значение для политического, экономического и культурного развития.

Искусство 17 века полно противоречий – шла непрерывная борьба между новыми тенденциями и консервативным направлением. Мирская, повседневная жизнь сближается с божественной, нарушаются каноны, искусство постепенно начинает приобретать светские черты.
Первые десятилетия обстановка в стране оставалась нестабильной, что едва ли способствовало активному строительству.

Деревянное зодчество, как и в предшествующее время, было наиболее распространённым. Монументальное зодчество возобновилось не сразу.
В конце 1610-х – начале 1620-х строительством занимались преимущественно монастыри. В основном, ведутся ремонтные и строительные работы, перестраиваются существующие церкви, возводятся новые храмы на старом основании.

В 20 – 30-е годы XVII века общий характер архитектуры пока что не сильно отличается от зодчества предшествующей эпохи, но все же в этих постройках можно проследить появление новых тенденций.

Вотчинные храмы

Отдельную группу составляют каменные вотчинные храмы. Вотчина – это земельное владение, которое передается по наследству. Среди таких храмов выделяется небольшая церковь Покрова в Рубцове (1619 – 1626). Членение фасадов лопатками придает постройке характер обычного четырехстолпного здания, тогда как в действительности это бесстолпный храм, перекрытый крестчатым сводом. Снаружи церковь завершается тремя ярусами кокошников, а венчает эту композицию небольшая главка на световом барабане. Здание стоит на подклете (нижний, обычно нежилой этаж) и окружено с трех сторон двухъярусной галереей, а к ее восточной части симметрично пристроены два боковых придела [1, 90]. Внешняя обработка здесь почти не зависит от конструкции – явление очень существенное для дальнейшего развития русского зодчества XVII века. Как уже было сказано, в первые десятилетия остро ощущалась преемственность культуры предшествующего столетия. В архитектуре церкви Покрова в Рубцове легко заметить сходство с образцом – Троицкой церкви в с. Хорошево (1596–1598).

Архитектура Поволжья ознаменована строительством церкви Николы Надеина в Ярославле (1620 – 1622) по заказу старосты прихода, купца Надеи Светешникова. Это четырехстолпный пятиглавый приходской храм. В XVII веке такой тип здания неоднократно встречается в ряде церковных построек Поволжья.

Шатровые храмы

Продолжается строительство шатровых храмов, которые были широко распространены в XVI веке. Так, в духе XVI века возведена церковь в усадьбе князя Д. Пожарского в Медведково (1634 – 1635, ныне Москва). Её отличают особый вертикализм и измельченные кокошники, которые подчеркивают стройность шатра. Еще заметнее новые архитектурные формы проявились в церкви Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевом монастыре (1637), где шатер украшен намного богаче, чем это было принято в XVI столетии.

Появляются типы двухшатровых и трехшатровых храмов. В шатровых «тройнях» по высоте и размерам выделялся центральный шатер, как, например, в Успенской «Дивной» церкви в Угличе (1628). Центральному шатру вторят два боковых. Они несколько ниже основного и подчинены ему, но все же строгое единство шатровой композиции здесь уже нарушено [2, 46]. Церковь в Троицком Голенищеве (1644 – 1647, ныне Москва) так же, кроме основного шатра, имеет два боковых, более низких, что противоречило пониманию шатра как основной композиционной оси здания, как это было принято в предыдущих столетиях. Новое понимание архитектурных форм проявилось также и в том, что теперь шатры ставили на здания и они не были открыты внутрь помещения, то есть из конструкции перекрытия они превратились в чисто декоративную форму [1, 90].

Иностранные зодчие

В архитектуре начинает проявляться западноевропейское влияние. В 20-х годах XVII века в Московском государстве работают иностранные зодчие. Например, шотландец Христофор Галовей был одним из авторов проекта по восстановлению стен и башен Московского Кремля, которые сильно пострадали в период Смуты. Тогда над суровым массивом Спасской башни поднялась многоярусная шатровая вышка (1624 – 1625), имевшая в основании аркаду, в которой стояли статуи. Имевшая готический облик башня служила торжественным парадным въездом в царскую резиденцию со стороны Красной площади. В течение 60 лет она выделялась среди прочих башен Кремля своим нарядным декоративным верхом.
Следует отметить еще одного иностранного архитектора – Джона Талера, который был автором так называемой Филаретовой пристройки – колокольни на соборной площади Московского Кремля (1624, совместно с Баженом Огурцовым). Это сооружение было взорвано французами в 1812 году, но, скорее всего, его облик соответствовал традициям английской архитектуры той эпохи.

Вполне вероятно, что иностранные мастера, работавшие в те времена при царском дворе, ориентировались на архитектурные формы готической архитектуры и современное британское зодчество. Здесь же, в Московском Кремле, началось строительство Теремного Дворца (1635 – 1636), зодчие – Антип Константинов, Бажен Огурцов, Трефил Шарутин и Ларион Ушаков. Возведенный на высоком подклете, сохранившемся от дворца XVI века, он имел ступенчатый, ярусный объем, верхнюю террасу-гульбище (галерея, окружающая здание по периметру подклета) и чердак с золоченой кровлей. На нижних этажах помещались службы, кладовые и другие хозяйственные помещения. Небольшие одинаковые по размерам трехоконные комнаты жилых этажей напоминали примыкающие одна к другой клети (помещение для хранения вещей, летняя спальня), деревянных хором [1, 90]. Верхний этаж на уровне площадки гульбища занимал просторный зал. По фасадам шли ряды нарядных окон с резными белокаменными наличниками. В интерьерах дверные порталы и подоконники покрывала тонкая орнаментальная резьба, стены и своды – роспись. Подлинное внутреннее убранство не сохранилось, но оно было удачно восстановлено в 30 – 40-х годах XIX века. В живописной нарядности и красочности Теремного дворца явно проявились новые архитектурные формы, получившие распространение во второй половине XVII века. По существу, это было первое жилое здание на Руси, возведенное из камня. Дома строили преимущественно из дерева, что при тогдашней системе отопления и вентиляции помогало лучше сохранять тепло и гигиеничные условия. Деревянные хоромы, которые все же входили в ансамбль дворца, не сохранились до нашего времени.

Особенности архитектуры первой трети XVII столетия

Итак, подводя итоги строительства в 1610 – 1630-х годах, можно выделить следующие особенности:

✔ Нарушение симметрии композиции плана, что отличает постройки XVII столетия от предшествующей эпохи.
✔ Распространение шатровых построек, появление двух- и трехшатровых храмов, шатер становится декоративным элементом.
✔ Привлечение иностранных зодчих.
✔ Появление новых архитектурных форм.

Литература:
1. История Русского искусства: Искусство X – первой половины XIX века. Т. 1. – М. : Изобразительное искусство, 1991.
2. Мнева Н.Е. Искусство Московской Руси: Вторая половина XV – XVII. – М.: Искусство,1965.

Автор: Юлия Калабан, искусствовед / © Конструкторское Бюро Русский Стиль

 

  • 2zog5yyESmo
  • C9wSqpGH-iA
  • F4M28IOx-3c
  • GLmu4qG_Gsw
  • kSnMokExGBw
  • m-eFzJ5j6Yk
  • qCNdM-4HFKc
  • vkzPgqsZs2Q

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Понравился проект? Напиши нам, и мы разработаем такой же или даже лучше!

Прочитано 1079 раз