Понедельник, 10 июля 2017 00:09

Церковь или нет?

Религия всегда являлась самым глубоким источником идей и вдохновений для мастеров всех направлений искусства. Архитектура – один из наиболее масштабных и грандиозных примеров. С годами облик храма претерпевал изменения, но, так или иначе, религиозный характер сооружения легко считывался по его фасаду. Перед вами несколько храмов, которые нарушают все традиции церковной архитектуры.

Часовня Святого Креста (Chapel In The Rock)

Часовня Святого Креста (Chapel In The Rock) находится в небольшом городе Седон штата Аризона. Она была возведена в 1956 году по проекту Ричарда Хейна и Маргариты Бринсвиг Штауде, ученицы знаменитого американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта.

Часовня Святого Креста стала делом жизни Штауде. Она была ревностной христианкой и задумала построить храм еще в 1932 году. Грандиозным должно было быть не только само строение, но и место – на его поиски ушло целых двадцать лет. Подходящее место было найдено среди знаменитых красных скал, на территории национального леса Коконино.

Белокаменная часовня возвышается над долиной. Фасад «врезанной» в скалу часовни представляет собой гигантский крест, который, в свою очередь, является не только художественным акцентом, но и несущей конструкцией, дающей возможность расположить стекла по всей стене.

Название проекта: Часовня Святого Креста / Chapel of the Holy Cross
Автор: фермер и скульптор Маргарита Штауде / Marguerite Brunswig Staude
Дата постройки: 1956 г.
Место нахождения: Седон, Аризона, США

Сhapel in Valleaceron / S.M.A.O.

Эта часовня была разработана мадридским архитектурным офисом С.М.А.О. Внешне здание больше напоминает оригами внушительного размера, чем церковь. Внутреннее пространство хорошо освещено – на фасаде неправильной геометрической формы много окон. Свет, проникающий внутрь, постоянно меняется, образуя интересный рисунок.

Внутри самой церкви характер постройки тоже не сразу понятен: крест на стене – единственный символ, который указывает на предназначение сооружения.

Название проекта: Chapel in Valleaceron
Архитекторы: S.M.A.O.
Место нахождения: 13400 Almadén, Castille La Mancha, Spain
Дата постройки: 2001

Bruder Klaus Field Chapel / Peter Zumthor

Голые стены с точечной перфорацией вместо окон, треугольная дверь и огромный деревянный шалаш из бревен внутри – вот такое загадочное сооружение находится в деревне Вахендорф под Кёльном. Автором часовни Брата Клауса, как она называется, стал архитектор Петер Цумтор.

В 2007 году два фермера деревни Вахендорф к югу от Кёльна решили построить часовню в память о святом подвижнике брате Клаусе из Флюэ.

Появление на свет этого оригинального произведения сравнимо с перформансом. Из поставленных вертикально, с небольшим наклоном брёвен собрали «шалаш». Затем поверх этой конструкции воздвигли стены из трамбованного бетона, включающего розоватую речную гальку. «Шалаш» служил внутренней опалубкой, наружные стены были отвесными. Когда здание было возведено на всю высоту и бетон окреп, деревянный «шалаш» внутри сожгли. Завершило строительство покрытие пола свинцово-оловянным сплавом и обработка обугленных стен, зафиксировавшая их необычный цвет и фактуру.

Узкий треугольный проход ведет внутрь башни. Тамбур часовни образован двумя рядами наклонённых друг к другу и сомкнутых верхушками брёвен. Внутренний объём освещается с помощью так называемого окулюса, которым завершается часовня и тонкими сквозными отверстиями, сделанными в толще бетона.

Одинокой башней стоит часовня посреди зеленого луга. Странный эффект производит одновременно явная искусственность объекта, его оторванность от природы и натуральность фактуры и цвета его материала, напоминающего камень.

Название проекта: Часовня Брата Клауса
Расположение: Вахендорф, Германия
Год реализации проекта: 2007
Архитектор: Петер Цумтор
Фотограф: seier+seier

Sunset Chapel / BNKR Arquitectura

Часовня была спроектирована для двух совершенно разных целей: венчания и отпевания. Один обряд знаменует жизнь, другой - смерть, и это, конечно же, отразилось на дизайне постройки, в основе которого лежит дух противоположности и контраста: прозрачное стекло и холодные пласты бетона, классические пропорции и хаотичная асимметрия, уязвимость и нерушимость.

У заказчика были четкие требования: из окон должен открываться вид на прекрасные природные пейзажи, солнце должно садиться исключительно позади креста, расположенного в алтаре (это возможно только два дня в году, во время равноденствия), и последнее, но не менее важное условие - наличие небольшого подземного хранилища, куда будут помещены мощи святых и мучеников, расположенное снаружи по периметру часовни.

Часовню окружают гигантские валуны, густая цветущая растительность и деревья, которые препятствовали полноценному виду, а так же - каменная глыба, отбрасывающая на закате большую тень. Убрать деревья и глыбу было бы проблематично по этическим и экономическим соображениям, поэтому высота часовни должна была составить по меньшей мере 5 метров.

В конечном счете, было принято решение поставить часовню на один из валунов. Таким образом, новая постройка выглядит как ещё один гигантский камень на вершине горы и продолжает пейзаж.

Название проекта: Sunset Chapel
Расположение: Акапулько, Мексика
Год реализации проекта: 2011
Архитектор: BNKR Arquitectura
Площадь: 120 кв. м
Фотограф: Эстебан Суарес

Молельня на морском побережье

Архитекторы компании Vector Architects создали необычную молельню на берегу моря. Издалека сооружение напоминает белоснежную лодку, которую прибило к берегу.

Пространство молельни делится на две части – верхнюю и нижнюю. Нижняя представляет собой открытую площадку, которая условно связывает окружающий мир с миром божественным – в жаркие дни там можно укрыться от солнца и отдохнуть. Во время приливов эта зона полностью затапливается.

Верхняя часть сооружения поднята на сваи, так чтобы вода ее не достигла. Это основное пространство часовни – сакральное место. Источником света служит солнце, лучи которого проникают через специальные световые каналы в стенах. В полдень в теплое время года, когда солнце в зените, свет особенно яркий.

В молельне есть одно единственное окно, из которого не видно ни людей, ни пляжа. Только бесконечная синь океана.

Архитекторы: Vector Architects
Расположение: Beidaihe, Qinhuangdao, Hebei, China
Площадь: 270.0 кв. М
Год реализации проекта: 2015
Фотограф: Chen Hao

Ponferrada Church / Vicens and Ramos

Авторами проекта выступили архитекторы из строительного бюро Vicens and Ramos. По внешнему облику сооружения сложно догадаться, что это церковь. Лишь тонкий крест на белом фасаде и колокольня указывают на религиозный характер постройки.

Для этого проекта архитекторы выбрали участок, откуда церковь хорошо видна и доступна для жителей города. Архитектурная форма сооружения складывается из простых прямоугольных объемов разной величины, которые выступают над общим основанием. В одном из этих объемов устроена колокольня. Здесь нет характерных для церковной архитектуры элементов: куполов, шатров, крестов, венчающих главы или декора на фасадах.

Минимализм довлеет и в интерьере. Белоснежное внутреннее пространство кажется невесомым и резко контрастирует с толпой прихожан. Свет поступает через семь слуховых окон.

Архитекторы: Vicens and Ramos
Расположение: Понферрада, Испания
Год реализации проекта: 2010
Фотограф: Pablo Vicens

Kapelle der Versohnung (Часовня примирения) / Peter Sassenroth, Rudolf Reitermann, Martin Rauch

В 1985 году пограничные войска ГДР взорвали старую Церковь Примирения. Дело в том, что она оказалась внутри запретной зоны – на «охранной полосе», которая проходила между двойной Берлинской стеной. Церковь закрыли. Позже колокольня использовалась гэдэровскими пограничниками в качестве наблюдательной вышки. На ней сидели солдаты, стрелявшие в перебежчиков. 28 февраля 1985 года канцлер ФРГ Хельмут Коль в своей программной речи назвал снос Церкви Примирения одним из символов раскола Германии.

Земельный участок, на котором стояла церковь, после объединения Германии вернули приходу, и прихожане решили возвести на старом фундаменте часовню. На своих прежних местах разместились спасённый алтарь и колокола.
Часовня Примирения стала ответом на произошедшие перемены.

Новый проект делится на три пространства: большая открытая площадка, где стоит деревянный помост с колоколами – там, где находилась старая Церковь Примирения, открытая галерея со скамейками, находящаяся под крышей часовни. И само небольшое, защищённое глиняными стенами пространство
часовни со старым алтарём. В новом глиняном алтаре хранится книга со списком людей, погибших при попытке перебраться через стену.

Автор: Юлия Калабан, искусствовед

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Понравился проект? Напиши нам, и мы разработаем такой же или даже лучше!

Прочитано 243 раз