Известный в кругу друзей как Лайко, Марсель Лайош Брёйер (21 мая 1902 —1 июля 1981) помог определить сначала внутреннее содержание, а затем и форму модернистского дома для миллионов; его влиятельный подход к домостроению был одной из первых демонстраций модернизма на бытовом, практическом уровне. Начав как дизайнер мебели в самый разгар эпохи Баухаус, Брёйер прославился в качестве одного из наиболее инновационных дизайнеров, работавших в тридцатые годы XX века, прежде чем он заинтересовался архитектурой и помог сформулировать язык модернизма —как один из передовых американских архитекторов-бруталистов.
Родившийся в Венгрии Брёйер запомнился тем, что будучи молодым студентом школы Баухаус Вальтера Гропиуса, невероятно быстро продвинулся от руководителя столярной школы до преподавателя архитектуры, а к 1925 году возглавил собственную мебельную мастерскую. Практически немедленно Брёйер зарекомендовал себя в этой роли; он спроектировал линию очень лёгких инновационных трубчатых стальных стульев, разительно отличавшихся от предшествующих дизайном. Несмотря на то, что Брёйер получил образование архитектора, он жил за счет дизайнерской работы во времена напряжённой обстановки в Германии 1930-х годов. Последовав за Гропиусом в Гарвард, двое архитекторов образовали краткосрочное архитектурное партнерство. Хотя Гропиус разочаровался в получаемых скромных бытовых заказах и вскоре оставил практику, Брёйер использовал эту возможность как отправную точку в начале реформ в американском домостроении.
Долгие годы работы Брёйера с мебелью во время обучения в Баухаус трансформировались в четкое понимание требований к жилищу, и он применил аналогичный, полуконструкторский подход к демонстрации элементов, использованных в строительстве, и определению жилых помещений. Пока Рихард Нойтра в то же время работал над разработкой воздушной геометрии модернистских домов Западного Побережья, Брёйер в своих работах соединил стекло, камень и природные материалы, привязав тем самым свои дизайны к процветающей послевоенной культуре Восточного Побережья. Пиком развития этих идей стал «двухъядерный» архетип с независимыми ночным и дневным крыльями, разделёнными прихожей, но находящимися под единой централизованно расположенной крышей-«бабочкой».
Послевоенная Америка увидела продуктивного архитектора Брёйера, работающего над проектами растущего размера и значения. Именно в это время Брёйер начинает работать в стиле брутализм, с которым его имя чаще всего и связывают в наши дни. Этот постепенно развивающийся «бетонный» стиль включает такие проекты, как штаб-квартира ЮНЕСКО (1958), новый торговый комплекс De Bijenkorf в Роттердаме (1957), исследовательский центр IBM (1961) и Музей американского искусства Уитни (1966). Влияние Брёйера, получившего золотую медаль и приз Сотой Ежегодной Конференции Американского Института архитектуры, на образ жизни людей может конкурировать с любым гигантом модернизма.
Перевод статьи выполнил Вячеслав Гринчук / © Конструкторское Бюро Русский Стиль
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. |
Понравился проект? Напиши нам, и мы разработаем такой же или даже лучше! |