Одним из создателей облика Санкт-Петербурга является великий архитектор Карл Росси. Именно его архитектурной мысли принадлежит множество ансамблей, придавших Северной столице её узнаваемый во всем мире образ.
Несколько фактов из биографии
Великий русский архитектор на самом деле имел итальянские корни и был рожден в Неаполе в семье известной на тот момент балерины Гертруды Росси. Его отчимом был знаменитый танцовщик Шарль Ле Пик. Мать и отчим были приглашены работать в Петербург – именно так будущий архитектор попал в город, ставший впоследствии его домом и иллюстрацией его талантов.
На свою историческую родину Росси возвращался для обучения у итальянских и французских мастеров. Итальянская скрупулёзность и любовь к деталям в дальнейшем проявят себя в каждом проекте мастера.
Первая попытка Росси получить звание архитектора была провальной, за что он был буквально сослан на фарфоровый завод расписывать чашки и блюдца. К счастью, Росси не отрёкся от своих профессиональных стремлений и упорно старался вернуться к зодчеству.
Наконец-то ему удалось добиться архитектурного признания, однако, не в Северной столице, а в Твери, где он занимался перестройкой Путевого дворца Великой княгини Екатерины Павловны. Только там Александру I удалось разглядеть потенциал Росси, и архитектор был переведен в Петербург.
Его первой большой работой стала реконструкция Аничкова дворца и перепланировка части центра города. Это был блестящий дебют, и в 1816 году его назначают придворным архитектором.
Особенности подхода к архитектуре
В своих работах Росси воплотил идею синтеза искусств. В разрабатываемых им проектах было продумано всё – как экстерьер, так и интерьер, вплоть до резьбы на мебели. Уже в одном из первых своих проектов он собрал вокруг себя бригаду мастеров от скульпторов до обойщика и задействовал её в своих дальнейших работах. До этого подобный подход в России ещё не практиковался. Росси проектировал не просто дома. Его специфика – целые ансамбли, для которых часто приходилось менять направление улицы и перестраивать кварталы.
Фасады его сооружений отличают изящество и мера. Карл Росси является представителем позднего классицизма, который в истории искусства принято называть «ампиром».
Елагин остров
В начале XIX века острова вокруг Петербурга практически не были застроены, в том числе и Елагин. Он принадлежал графу Орлову, у которого его выкупил Александр I в 1818 году. На острове император хотел построить летнюю резиденцию для своей матери – вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, которая по состоянию здоровья уже не могла ездить в Павловск.
Это первая крупная работа Росси, ярко продемонстрировавшая масштабы архитектурной и декораторской мысли мастера. Именно на этом проекте Росси собирает свою команду, с которой в дальнейшем реализует множество проектов.
В 1818–1822 годах архитектор создал дворцовый усадебный дом, перестроив существовавшее еще в XVIII в. здание, почти полностью сохранив стены дома и расширив его боковыми портиками.
Работы на острове велись в три этапа: перестройка дворца, строительство служебных помещений и обустройство парка и садовых павильонов.
При работе над дворцом Росси самостоятельно спроектировал не только само здание, но и все внутреннее убранство. Даже мебель создавалась по нарисованным Росси эскизам. Отдельного внимания заслуживают многочисленные двери дворца – среди них нет ни одной повторяющейся. Из-за этого здание часто называют «дворцом дверей».
Все здания на острове, от дворца до конюшни, были созданы в едином стиле. В разработанной Росси схеме парка явно считывалось влияние английских садов. Для реализации проекта пришлось даже искусственно выравнивать берега.
Именно после этого проекта о Росси активно заговорили в Петербурге. Издающийся в то время журнал «Литературные листки» писал о работе над островом, что «в проекте Росси природа и искусство соединили силы, чтобы представить свое богатство под видом простоты». А сам дворец был назван храмом вкуса и великолепия.
Дворцовая площадь и арка Главного Штаба
Ещё одна архитектурная доминанта Петербурга принадлежит руке мастера – Дворцовая площадь и Главный штаб, в восточном крыле которого сегодня располагается Эрмитаж. Возводилось здание не на ровном месте, а на основе уже существующих на тот момент корпусов, повторяя линию их фасадов. Зимний дворец должен был остаться в центре композиции. Новый Главный штаб имел форму параболы и располагался напротив въезда в императорскую резиденцию. Таким образом, вся площадь как бы развернулась к дворцу. Этот интересный приём Росси использовал и для устранения диспропорции, ведь два крыла здания не были равны по длине, поэтому он устранил диспропорцию рядами колонн: визуальная разница в две колонны не бросается в глаза, а сама композиция с расстояния смотрится симметрично.
Венчает арку скульптурная композиция – богиня Ника в колеснице, запряженной шестёркой лошадей. Эту идею предложил император Николай I.
Арку открыли 28 октября 1828 года.
Михайловский дворец
В 1819 Александр I заказал архитектору дворец для своего младшего брата Михаила. Это был первый проект Росси, который подразумевал не реконструкцию и не перестройку старого здания, а возведение нового.
Фасад дворца украшен восьмиколонным коринфским портиком, поднятым на аркаду цокольного этажа. По бокам дворца расположены флигели, между которыми тянется великолепная чугунная ограда, центральные ворота украшены набором атрибутов бога войны Марса, характерным для стиля высокого классицизма. Ограда и два служебных корпуса образуют парадный двор.
В 1895 году здание было выкуплено в казну и передано учрежденному «Русскому Музею Императора Александра III», которому принадлежит по сей день.
Улица Зодчего Росси и Александринский театр
В 1827 году Карл Росси получил от императора заказ на строительство театра на Александринской площади (площадь Островского после 1923 года). Старый деревянный театр, который стоял на этом месте, уже не вмещал всех желающих, поэтому новое здание должно было превосходить его по размерам. Архитектор по-новому распланировал весь район от Фонтанки до Невского проспекта. В результате появился ансамбль Александринской площади с театром, новым зданием Императорской Публичной библиотеки и двумя корпусами, образовавшими Театральную улицу (позднее — улица Зодчего Росси).
Александринский театр – ещё один пример комплексной работы над проектом. Росси работал как над фасадом, так и над внутренним убранством театра, продумывая каждую деталь: от мебели и фонарей до узоров на ограде сквера и цвета обивки театральных кресел.
Внимание привлекает также конструкция здания, разработанная инженером М. Е. Кларком. Инженерные системы были новаторскими для своего времени. В возведении театра использовались непривычные для такой конструкции металлические перекрытия. Такой подход вызывал сомнения у действовавшего на тот момент Комитета для строений и гидравлических работ. В своем разъяснительном письме Императору Росси был настолько уверен в прочности конструкции, что готов был предложить повесить себя на одном из стропил в случае любого несчастного случая в здании. Настойчивость архитектора возымела эффект, и здание возвели на металлических перекрытиях.
Необычным архитектурным решением стало и украшение здания скульптурным фризом с театральными масками, а в нишах с торца можно увидеть статуи муз. Интерьер украшает золочёная резьба, при этом многие эскизы резьбы выполнил сам Росси. Места для зрителей спланированы по инновационной для того времени многоярусной системе лож с амфитеатром. Зрительный зал с 5 ярусами отличает удивительная акустика.
В 2005-2006 годах проходила реконструкция здания театра. Исторический облик был полностью воссоздан, при этом в инженерном плане здание претерпело значительные усовершенствования. А в 2013 году между площадью Островского и набережной Фонтанки была открыта Новая сцена, оборудованная современной техникой. Это не только сцена для драматических спектаклей, но и мультидисциплинарный центр с проведением творческих встреч, выставок, мастер-классов, поэтических чтений и кинопоказов. Не так давно Александринский театр официально был включен в число особо ценных объектов культурного наследия нашей страны.
Сенат и Синод
Ещё один масштабный проект Росси украсил Петербург. Николай I счёл необходимым построить новые здания для Сената и Синода и объявил конкурс. В 1829 году архитектор подал свой проект, и император его утвердил.
Здание представляет собой два корпуса, соединённые высокой аркой, украшенной аллегорическими скульптурными композициями. Скульптура, изображающая молодую женщину, которая указывает на книгу, обозначает Правосудие. Скульптура женщины с другой стороны, лицо которой укрыто покрывалом, символизирует Благочестие. В центре каждого здания лоджии с десятью коринфскими колоннами. Угол Синода, выходящий к Неве, так же украшен колоннадой и скруглён.
Это был последний крупный проект Карла Росси.
Со временем отношения между архитектором и императором ухудшились. Кроме того, мастера стало подводить здоровье, и в 1832 году он уходит в отставку. После отставки Росси время от времени входил в архитектурные комиссии и даже продолжал строить — например, возвел Юрьев монастырь в Новгороде.
Архитектор скончался 18 апреля 1849 года в Санкт-Петербурге и сначала был похоронен на лютеранском Волковом кладбище, а в 1940 году его прах перезахоронили в Александро-Невской лавре.
Автор: Чернов Александр
© Конструкторское Бюро Русский Стиль
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. |
Понравился проект? Напиши нам, и мы разработаем такой же или даже лучше! |