Воскресенье, 23 апреля 2017 20:19

Где живут архитекторы

Какие они – дома величайших архитекторов? Воплощение главных архитектурных принципов, автопортрет, личное пространство – как много в них заложено. Дома, возведенные архитекторами для самих себя, могут рассказать нам о них больше, чем их самые известные шедевры.

Дом Рудольфа Шиндлера (1921–1922)

house project architector07.jpgСобственный дом является одним из лучших его произведений. Он был построен в Западном Голливуде в 1922 году.

Выходящие в сад стеклянные фасадные стены оснащены большими раздвижными дверями, над которыми две консольные балки поддерживают нависающую крышу, выдвижные светильники и передвижные перегородки. Многоуровневая крыша, спальные террасы-корзины на ней и тесная интеграция комнат и патио создают сложную, трехмерную взаимосвязь между домом и садом – Чета Шиндлеров мечтали о доме, который был бы так же близок к природе, как палатка в лесу.
В конструкции и отделке дома совершенно очевидны черты японской архитектуры: использование натуральных материалов, выраженная древесная структура и ширмы «шоджи», планировка дома также имеет что-то общее со ступенчатым расположением японских домов, например с Императорской виллой Кацура в Киото.

Архитектура Шиндлера была новаторской по тем временам, зато в наши дни его работы оценили в полной мере: в декабре 2008 года дом был включен в список 10 лучших домов Лос-Анджелеса за всю историю по результатам опроса экспертов газетой «Лос-Анджелес таймс».

Дом Шрёдер Геррита Ритвельда (1924)

house project architector04.jpgОставшись вдовой, Трюсс Шредер обратилась к архитектору Герриту Ритвельду, чтобы тот создал для нее новый дом. Она хотела нечто абсолютно новое: много цвета, много деталей и, в то же время, ясность и простота, как на полотнах Пита Мондриана. Каждый архитектор позавидует такому бескомпромиссному заказчику. В результате появился этот необычайный дом, куда Трюсс Шредер въехала уже вместе с Герритом Ритвельдом. Дом Шрёдер по праву можно считать феноменом, легшим в основу архитектуры модернизма.

 

 

Дом Константина Мельникова (1927–1929)

house project architector10.jpgСоветская власть негативно относилась к частной собственности, но каким-то образом Константину Мельникову удалось построить себе дом, да еще и в центре столицы. Это был не просто жилой дом, а настоящая культурная аномалия.

Здание состоит из двух врезанных друг в друга цилиндров с тридцатью шестью шестигранными окнами. Главное помещение дома — мастерская Константина Мельникова с тремя рядами шестигранных окон. Лестница ведет на антресоль, откуда есть выход на балкон.

Сложно представить пространство этого дома как жилое, но это уютный дом, хотя удобство его не очевидно. Это дом-скульптура, творческий манифест архитектора-художника ХХ века.

Усадьба Фрэнка Ллойда Райта «Талиесин» (1911–1959)

house project architector09.jpgВ 1911 году был заложен первый камень усадьбы, после чего Райт строил её практически всю свою жизнь.

У усадьбы была непростая судьба. Она дважды полностью сгорала: первый раз в 1914 году, когда слуга, сошедший с ума, убил любовницу Райта и ее детей и поджег их тела. Несчастье настигло усадьбу вновь в 1925 году: она сгорела сразу после того, как Райт отстроил ее во второй раз. Архитектор скрупулезно восстанавливал свой дом вновь и вновь до мельчайших деталей.

Эта усадьба была даже больше, чем дом – в 1920-х здесь открылось частное архитектурное бюро Райта, а в 1932-м – собственный архитектурный вуз, который работает до сих пор.

Дом Вальтера Гропиуса (1938)

house project architector08.jpgСвой дом архитектор использовал как учебное пособие, наглядно показывая студентам Гарвардской школы дизайна, что такое современная архитектура – дом стал символом новой архитектуры интернационального стиля.

Это сооружение вызвало сильный резонанс: множество людей стекалось посмотреть на гибрид традиций Новой Англии и эстетических и модернистских учений Баухауса.

И фасад, и интерьер отличает сдержанная цветовая палитра, состоящая из черного, белого, бледно-серого и земляных тонов с вкраплениями красного. Пространство дома освещается через большие окна. В 2000 году дом стал национальным памятником.

Стеклянный дом Филипа Джонсона (1949)

house project architector01.jpgЭто небольшое пространство, ограниченное четырьмя стенами из стекла, житель которого едва ли претендует на частную жизнь. Стены не скрывают, а скорее наоборот – демонстрируют внутреннее пространство этого дома с минимальным набором мебели и минимальными «удобствами». Единственным приватным пространством в доме является общее помещение туалета и ванной. Таким образом, жизнь внутри этого дома становится своеобразным перформансом.

 

«Кабанон» Ле Корбюзье (1952)

house project architector05.jpgНикто не ожидал от архитектора чрезмерно сложной композиции или обилия деталей, когда тот проектировал свой дом. Но в результате удивлены были даже искушенные архитекторы и критики. В центре Парижа мэтр выстроил себе... хижину. Она состояла всего из двух комнат, а из мебели были только кровать и две табуретки. Архитектор избавил себя от необходимости делать кухню, пристроив хижину к ресторану, которым владел его друг.

 

 

Дом Альберта Фрея (1963–1964)

house project architector03.jpgЗадумка автора состояла в том, чтобы дом врастал в скалистый пейзаж, находясь в тесной связи с окружающей природой. В результате гора будто вваливается в дом, являясь одновременно и частью конструкции дома и его интерьером. Основной материал – стекло и сталь. Перед тем как построить дом, архитектор потратил годы в поисках идеального места. Он внимательно наблюдал за падением солнечного света, чтобы создать конструкцию, где будет преобладать естественное освещение. Архитектор использовал простые и скромные материалы для мебели и интерьера, чтобы в центре внимания оказалась только природа.

Дом Ричарда Роджерса (1968–1969)

house project architector07.jpgАвтор проекта Центра Помпиду построил для себя первый по-настоящему энергоэффективный дом, который практически не поглощал электричество: его стены состояли из тех же панелей, что и стенки рефрижераторов, что позволяло сэкономить на отоплении.

 

 

 

 

Дом Йорна Утсона (1971–1973)

house project architector02.jpgКак видно из предыдущих примеров, фантазию архитекторов ничто не сдерживало и каждый проект, словно предвосхищал архитектуру будущего. Йорн Уотсон построил дом, который был вне временной хронологии. Это совершенно простое и пропорциональное сооружение из камня, где соединились черты архаической и современной архитектуры. Никакой отделки – каменная кладка внутри и снаружи, свежий воздух и солнечный свет.

 

 

Автор: Юлия Калабан, искусствовед / © Конструкторское Бюро Русский Стиль

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Понравился проект? Напиши нам, и мы разработаем такой же или даже лучше!

Прочитано 509 раз