Уважаемые подписчики, на этом месте должна была быть заметка о замечательной книге, одну из которых мы должны были разыграть в следующую годовщину создания группы. Но увы, позитивной заметки не будет, напротив – придется отдать автору должное довольно грубым отзывом. Не то, чтобы действительно хотелось, но мы не можем просто так выкинуть в мусорное ведро полученную сегодня по почте книгу и просто забыть о досадном происшествии. Дело в том, что на нашем месте мог быть кто-то другой, менее подкованный в вопросах инженерных решений в архитектуре и теории творчества, возможно, студент или интересующийся читатель мог в поисках чего-то стоящего наткнуться на этот "труд" и не просто потратить время впустую, а возможно (по неопытности), попытаться позаимствовать беспочвенные, оторванные от реальности и порой просто выдающимся образом абсурдные вещи из этой книги. Книга, о которой пойдет речь, не просто бесполезная, она явно ВРЕДНАЯ и "блефовая", пытающаяся (возможно, неумышленно, но) ввести читателя в заблуждение и преподнести под видом стоящего материала откровенный мусор.
Речь пойдет о книге Сергея Карповича Саркисова "Основы архитектурной эвристики". Эвристика – это введенный еще древними греками термин для обозначения какого-либо приема. Если вы не читали книгу "Основы архитектурной эвристики", то ни в коем случае не тратьте свое время. Это мог быть смысловой конец настоящей заметки, дальше – только подробности и несколько любопытных моментов.
Автор упомянутой выше книги Сергей Карпович Саркисов на сайте интернет-магазина описывается как доктор архитектуры, профессор кафедры архитектуры Государственного университета по землеустройству, автор более 250 научных публикаций и 36 изобретений. Область научных интересов и практической деятельности – проблемы инновационного творчества в архитектурно-строительной сфере. Одним словом, выдающийся ученый нашего времени.
Отзыв на сайте о книге положительный, правда, только один. Мы могли бы попытаться найти примеры работ из патентного фонда (что мы, кстати, позже и сделали) для проверки квалификации товарища Саркисова, но как можно усомниться в способностях человека, ведь ничто не предвещает беды перед покупкой узкоспециальной, вероятно, рецензируемой литературы.
После получения книги мы, естественно, попытались найти интересный пример из нее, чтобы опубликовать в группе и каково же было наше удивление, когда мы увидели в книге откровенную (мягко говоря) чепуху.
Начинается книга с творчества – дело отличное, но предложения как-будто повторяют уже где-то прочитанный нами ранее текст. Всякое бывает, думаем мы, не может же быть, что это плагиат, но с каждым новым абзацем появляется уверенность, что большая часть повествования и выводы о творчестве просто списаны с работ Генриха Сауловича Альтшуллера, профессионального изобретателя и автора работ о творчестве.
Например, в своей книге Саркисов (стр. 67) рассматривает уровни творчества. Уровни изобретения Г. С. Альтшуллера были найдены им в процессе проработки тысяч изобретений патентного фонда. Саркисов приводит примерно страницу текста, явно взятого у Альтшуллера, и еще страницу рерайта, но в этом тексте нет ни слова о том, что упомянутые уровни изобретений выявлены именно Альтшуллером, то есть Автор как-бы намекает, что он имеет какое-то отношение к полностью списанным формулировкам объема на страницу, которые можно полностью “закавычивать”.
Например, Саркисов пишет: "В зависимости от степени новизны, все объекты научно-технического творчества могут быть отнесены к пяти уровням". Далее Саркисов перечисляет уровни (все еще ни слова о том, откуда взялись уровни творчества, перечисленные автором), далее дает ссылку на свою таблицу на следующей странице, где эти уровни перечислены с процессами и все еще не дает ссылку на автора, и только в конце страницы Саркисов мимоходом упоминает: "Как показал анализ изобретений, проведенный Г. С. Альтшуллером, 77% зарегистрированных изобретений представляют собой лишь новые конструкции, усовершенствования; [...]". То есть, другими словами, Саркисов как бы ссылается на автора "уровней изобретений", но не пишет об этом напрямую, попробуй догадаться, если не знаешь, что в книге под именем Саркисова в главе, которая называется "Уровни творчества", вся суть взята из работ Альтшуллера, а сам он упоминается только мельком в контексте. Можно было бы, конечно, сказать, что мы придираемся, если бы такой момент в книге был один, но без преувеличений можно сказать, что каждая более-менее вменяемая глава/мысль книги написана таким образом.
Дальше интересней. Саркисов использует основной принцип работы, выработанный Альтшуллером, но неверно его понимает в своем извращеннмом виде. Дело в том, что Альтшуллер при разработке своей Теории Решения Изобретательских Задач прорабатывал тысячи изобретений в патентном фонде и обнаружил, что создание почти всех изобретений можно свести к комбинации приемов (например, принцип дробления, принцип асимметрии, применение композитных материалов и т.д. и т.п.), составив при этом таблицу (Таблица Применения Приемов Разрешения Технических Противоречий. Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. – М.: Московский рабочий, 1973), в которой описывается, какими приемами и что нужно изменить, чтобы создать изобретение, а также – что ухудшается при изменении. Таблица размерностью 39х39 и 40 приемов, найденных в процессе многолетней работы (не выдуманных), должна была решать сугубо изобретательские задачи.
Важная особенность в том, что приемы – не выдуманные автором, это вполне конечный список (добавить 41-й прием уже нельзя, его просто не существует) и физических изменений, которые можно произвести со средой или с механизмом/деталью/проблемой. Наш же уважаемый профессор Саркисов в буквальном смысле рождает приемы из пустоты. Его книга практически изобилует такими приемами, как "Колобок на ножках", "Тяжелый огурец", "Голова и два уха", "Штык в землю", "Прыгун на батуте" и т.д. и т.п. Можно только удивиться и испугаться удивительной способности автора выдавать какой-то бред за осмысленный текст.
В книге огромное количество различных псевдо-необходимых классификаций, выдуманных автором на ходу. Вероятно, так создается видимость новизны. Книга также изобилует абсолютно непонятно зачем и явно не к месту приведенными бесполезными таблицами, как бы вставленными для веса и для объема. Не буду утомлять перечислением несуразностей и абсурда в книге, замечу только напоследок, что из двадцати качеств, подаваемых под видом сопутствующих творческому человеку, такое качество, как трудолюбие, по мнению товарища Саркисова, находится аж на шестнадцатом месте. Это хорошо характеризует автора.
Книга Альтшуллера “Как стать гением” или Жизненная Стратегия Творческой Личности, написанная на основе более 1000 биографий выдающихся людей, даже не упомянута. А больше 80 ходов, указанных в ней, видимо опускаются, как что-то недостойное внимания. Удивительно, но почти в каждой главе Саркисовым так или иначе упоминается тема творчества, но о том, что более 80 ходов, выявленных Альтшуллером и его последователями, доведены до 500 (Статья “500 закономерностей инженера И. Л. Викентьева”) тоже не упоминается ни слова. Все сводится Саркисовым в его рассуждениях к простым и удобным для изложения в одной главе концепциям о споре "Гены или среда" и заключением, что: "Вместо гомо сапиенс (человек разумный) все более востребованным становится гомо креатор (человек творец)". Невооруженным глазом становится видно, что книгу писал не кто иной, как гомо креатор.
Очень рекомендую в этой связи ознакомиться с Лекцией "20 приемов псевдонаучного блефа" Игоря Леонардовича Викентьева. По неслучайному стечению обстоятельств, ученика как раз того самого Генриха Сауловича Альтшуллера, разработавшего ТРИЗ и ЖСТЛ, элементы которой так нескромно товарищ Саркисов выдает в своей книге пачками, без ссылок на источник – https://www.youtube.com/watch?v=A4mwYSibJcM.
В общем, если подводить итоги, то книга, гордо названная "Основы архитектурной эвристики" – не что иное, как возмутительно высосанные из пальца псевдо-приемы, не имеющие отношения к архитектуре, перемешанные с извращенно трактованным плагиатом из работ выдающегося изобретателя. Стоимость такого плагиат-пальца в интернет-магазине – 660 рублей, но как учит нас известная реклама, мастерство выдать чужую работу, перемешанную с бредом, за свою – бесценно.
Рецепт успеха прост – берешь выдающуюся работу, которая плохо известна, испортив ее своими репликами и вставками, и выдаешь за собственный труд, то есть – не везде ссылаешься на реального автора. Многие не знают источников, а среди студентов и мало интересующихся действительной ценностью твоих работ вообще можно прослыть светилом науки. Главное – научных публикаций побольше, многие ведь не знают, что у людей, действительно занимающихся научной работой, просто не может быть времени на написание такого огромного количества статей.
Печальные выводы:
>Случай с несоответствием формальных регалий и уровня автора хотя и выдающийся, но наверняка не единственный. Такие же прославленные "учителя" могут быть где угодно, будьте бдительны и не поддавайтесь давлению авторитетов. Должны быть реальные решения.
>Институты не работают так, как это задумывалось, и даже профессор кафедры архитектуры может быть потенциальным жуликом, пытающимся увести Вас от настоящей Архитектуры.
>Читайте мастеров в своей области: творчество – Г. С. Альтшуллер (altshuller.ru), архитектура – кто угодно, например Эрнст Нойферт (vk.cc/5BEfxV), но только не С. К. Саркисов.
>Вовремя оформляйте возврат товара.
>Очень нужны Ваши советы/примеры/ссылки на книги, которые можно купить для предстоящего конкурса.
Пишите Ваши комментарии о формате публикации и примеры книг, которые, как вы считаете, должны разыгрываться в предстоящем конкурсе.
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. |
Понравился проект? Напиши нам, и мы разработаем такой же или даже лучше! |