Понедельник, 18 июля 2022 20:48

В центре внимания: Ле Корбюзье

Родившийся в маленьком швейцарском городе Ла-Шо-де-Фон, Шарль-Эдуар-Жаннере-Гри — более известный под псевдонимом Ле Корбюзье (6 октября 1887 — 27 августа 1965) — получил широкое признание как один из самых важных архитекторов XX века. Будучи одаренным архитектором, дерзким писателем, вызывающим споры градостроителем, талантливым художником и бесподобным полемистом, Ле Корбюзье был способен оказать влияние на самых значимых фигур мира, оставив неизгладимый след в архитектуре, который можно отыскать практически в любом городе мира.

После изучения архитектуры в своём родном городе, молодой Жаннере отвергает провинциальную атмосферу Шо-де-Фон, уезжая в Италию, а затем в Будапешт и Вену. В конечном итоге он добирается до Парижа, где проводит время, работая на Огюста Перре, позже он изучает немецкий для работы в берлинском офисе Питера Беренса, прото-модерниста, которого за его работы для AEG часто называют первым промышленным дизайнером.

После дальнейшего периода путешествий по Балканам и Греции, Жаннере возвращается в Шо-де-Фон для преподавательской деятельности и остаётся там на протяжении Первой мировой войны. В 1914-1915 годах он разрабатывает свою первую большую теоретическую работу, дом "Dom-Ino": железобетонный каркас, позиционирующийся как система массового производства для возведения жилых домов свободной планировки.

После войны, Жаннере возвращается в Париж, где со своим двоюродным братом, Пьером Жаннере, с котором он продолжит сотрудничество большую часть своей карьеры, начинает архитектурную практику. Также он встречает Амеде Озанфана, французского кубиста, с которым Шарль разрабатывает манифест "Пуризм", а с 1920 года коллеги начинают выпускать журнал "L’Esprit Nouveau" ("Новый дух"). Именно в "L’Esprit Nouveau" Жаннере впервые используют псевдоним Ле Корбюзье, следуя моде, распространившейся среди парижских художников того времени. Также именно в "L’Esprit Nouveau" Ле Корбюзье впервые публикует свои знаменитые "Пять основ архитектуры", которые коротко можно сформулировать так:

1. Возводите здание на "сваях", освобождая стены от их структурной функции.
2. В сочетании со стенами, освобожденными от их структурной роли, должна использоваться свободная планировка.
3. Равным образом, фасад также должен быть спроектирован свободно.
4. Горизонтальное ленточное окно, допустимое на свободном фасаде, должно использоваться для равномерного освещения комнат.
5. Крыша должна быть плоской и на ней должен располагаться сад, заменяющий пространство почвы, занимаемое построенным зданием.

В 1923 году Ле Корбюзье публикует книгу, которую по праву можно назвать трудом всей его жизни, "Vers une architecture", название которой чаще всего переводят как "На пути к новой архитектуре". В этой книге он освещает своё видение архитектуры, вдохновлённой зарождающейся современной эрой, обращаясь к принципам автомобилей, самолётов и кораблей в строительстве. В ней он впервые представляет дом в качестве "машины для жизни", подводя итог своему раннему подходу к проектированию и определив фундаментальную позицию модернистской архитектуры.

Среди множества построек, возведенных Ле Корбюзье в ранние годы его карьеры, сложно найти какое-либо здание, наиболее ярко демонстрирующее его "Пять основ архитектуры", нежели "Вилла Савой", строительство которой было завершено в 1931 году. Поднимая основные жилые помещения от земли, самый нижний этаж имеет изгиб, рассчитанный на радиус поворота автомобиля, а на крышу можно подняться по пандусу.

Как бы то ни было, хотя "Вилла Савой" отмечает высшую точку ранних идеалов Ле Корбюзье, она также знаменует финал этого периода его работы. В своей книге "Современная архитектура: критическая история", Кеннет Фрэмптон разделяет карьеру Ле Корбюзье на два периода, до 1930 года и с 1930 по 1960. Фрэмптон утверждает, что в "Доме выходного дня", строительство которого завершилось в пригороде Парижа в 1935 году, "простонародный язык сознательно применялся за его материальное выражение, за его способность обогатить абстрактный и редуктивный характер пуристского стиля... Отныне сопоставление контрастных материалов стало ключевым аспектом стиля Ле Корбюзье, не только в качестве выражающей "палитры", но также как средство формирования."

В 1930-е годы и период Второй мировой войны Ле Корбюзье завершил меньше зданий, чем в плодотворные ранние годы, но с окончанием войны начался настоящий бум заказов. Однако теперь он работал в стиле, отличном от гладкого машиноподобного модернизма 1920-ых, отдавая предпочтение необработанному бетону и монументальным масштабам. Широко применяемый и адаптируемый множеством последователей Ле Корбюзье, этот стиль, позже получивший известность как "брутализм", получил своё наименование от французского словосочетания "Béton Brut", означающего "необработанный, сырцовый бетон".

За этот период, продолжавшийся около 15 лет, Ле Корбюзье завершил многие из его наиболее почитаемых работ, включая Unité d’habition ("Жилая единица" в дословном переводе с французского, 17 этажный жилой комплекс - прим.переводчика) в Марселе (а также подобные проекты в Нант-Резе, Берлине, Брие и Фирмини), часовню Нотр-Дам-дю-О в Роншане, монастырь Сент-Мари де ла Туретт и Карпентер-Центр Визуальных Искусств, единственное здание, построенное Ле Корбюзье в США.

На протяжении своей карьеры, наряду с архитектурными работами, Ле Корбюзье отметился как ярый и радикальный приверженец компаний за новое видение модернистского градостроительства. Как и его ранние архитектурные работы, городские проекты Ле Корбюзье фокусировались на чисто функциональном дизайне и ставили во главу угла автомобили. Его первый план, "Ville Contemporaine" был разработан в 1922 году, а в 1925 он спроектировал "План Вуазен", по которому предполагалось разрушить большую часть центрального Парижа и заменить её сетью модернистских башен, расположенных в парках и связанных сетью приподнятых автомагистралей. Десятью годами позже Ле Корбюзье расширил этот дизайн в гипотетический "Лучезарный город", и эти проекты в дальнейшем повлияли на дизайн его "Unités" как автономных деревень для целых сообществ.

Градостроительные проекты Ле Корбюзье заложили основу для активной критики его работ и его жизни. Используя свою силу ключевого члена Международного конгресса современной архитектуры, он представил свои принципы функционального города в "Афинской Хартии", получившей свое название в честь места назначения четвёртой встречи группы в 1933 году. "Афинская Хартия" стала основополагающим документом современного градостроительства, а во имя Ле Корбюзье были модернизированы города по всему миру — заменяя традиционные, органичные и часто обедневшие районы высотными модернистскими социальными жилыми кварталами различной степени успешности. Также Ле Корбюзье часто широко критиковали за его политические связи, которых он придерживался в попытках воплотить свои планы, так, например, он работал с правительством режима Виши во Франции и принял приглашение прочитать лекцию в Риме от Бенито Муссолини.

В 1950-ых годах Ле Корбюзье наконец удалось воплотить синтез своих архитектурных и градостроительных взглядов, когда он получил приглашение создать полный проект Чандигарха, новой столицы штата Пенджаб в Индии. Ле Корбюзье разработал функциональную городскую планировку, а для столичного Капитолия он собственноручно спроектировал три здания: Здание Секретариата, Дворец Ассамблеи и Верховный Суд.

Влияние Ле Корбюзье на современную архитектуру неоценимо. Он помог сформировать основы почти всей модернистской архитектуры и градостроительства, а большая часть современных теорий по сути являются продолжением или отрицанием его идеалов. Помимо этого, он разработал методы, по которым сейчас работает архитектура: писатель Хэл Фостер называет Ле Корбюзье "архитектором-полемистом", который помог зарождению нынешних ключевых фигур архитектуры, таких как Рем Колхас. В итоге Алан Платтус в своем предисловии к книге Деборы Ганс "Путеводитель по Ле Корбюзье" заявляет:

"Полвека комментариев, критики, исследований и дизайна не столько определили место Ле Корбюзье, сколько растворили его в коллективном кровотоке века. Ле Корбюзье стал не столько объектом для наших рассуждений, сколько частью той самой почвы, на которой эти рассуждения должны быть основаны."

Перевод статьи выполнил Вячеслав Гринчук / © Конструкторское Бюро Русский Стиль

  • WillyRizzo
  • 01_HB_7119
  • 52b31ac8e8e44ee5c7000020_ad-classics-mill-owners-association-building-le-corbusier_mill_owners_mahemot_3
  • 515fc8a0b3fc4bc526000205_ad-classics-swiss-pavilion-le-corbusier_le-corbusier-france-paris-pavilion-suisse-06-samuel-ludwig
  • 1148px-Expo58_building_Philips
  • 1288061919-villa-savoye-4
  • 1288061923-villa-savoye-7
  • 1288285438-ronchamp-roryrory
  • 1288458602-unite-saragoldsmith2
  • 1288460545-unite-wojtek-gurak
  • 1292460040-ludwig-latourette-no4
  • 1292460524-ludwig-latourette-no18
  • 1296510317-firm20
  • 1296510325-firm25
  • 1311014877-villaroche8-roryhyde
  • 1312340565-palace6
  • 1313908896-diametrik
  • 1313908912-robespiero2
  • 2627984385_fd90d02aa9_b
  • ChiarraFacchetti
  • copyright_laurianghinitoiu_Capitol_Complex_(1_of_51)
  • le-corbusier-france-paris-Maison-du-Bresil-01-samuel-ludwig
  • le-corbusier-switzerland-zurich-heidi-weber-pavilion-06-samuel-ludwig
  • scarletgreenronchamp
  • stringio_(1)

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Понравился проект? Напиши нам, и мы разработаем такой же или даже лучше!

Прочитано 412 раз