Несмотря на позднее начало архитектурной карьеры, Джеффри Мэннинг Бава, член Королевского института британских архитекторов (23 июля 1919 — 27 мая 2003), исследовал модернизм и его культурные значения и создал уникальный, узнаваемый стиль дизайна, оказавший значительное влияние на архитекторов по всему миру. Хорошо разбираясь в теории модернизма, Бава был одним из первых сторонников "Тропического модернизма", дизайнерского движения, в котором внимание к местному контексту сочетается с формообразующими принципами модернизма. Архитектура Бава привела к формированию новой архитектурной самобытности и эстетики для различных тропических сред, и принесла ему признание и награды, включая Приз Председателя жюри на Специальной премии председателя Ага Кана за архитектуру (2001), а также титул Дешаманья ("гордость нации" в дословном переводе — прим. переводчика), присвоенный Джеффри правительством Республики Шри-Ланка в качестве признания его вклада в развитие страны.
Бава был рождён на Цейлоне (который был переименован в Республику Шри-Ланка в 1972 году) и начал свою профессиональную карьеру в юридической сфере после прохождения обучения в колледже Святой Екатерины, Кэмбридж. Несколько лет он проработал юристом в Англии, однако после смерти матери отправился путешествовать по миру. В 1948 году Бава приобретает плантацию каучука Лунуганга, а также увлекается садоводством и архитектурным дизайном.
У Бава проснулся интерес к дизайну, поэтому он поступил учеником в HH Reid, архитектурную фирму в Коломбо, Цейлон. Мечтая стать больше, чём просто учеником, Бава начинает обучение в Архитектурной школе Архитектурной Ассоциации, которую оканчивает в 1957 году в возрасте 38 лет. По возвращении домой Бава начинает сотрудничество с "Edwards, Reid, and Begg", а вскоре после этого открывает собственную компанию.
В своей практике Бава пытается достичь то, что в "The Guardian" называли "новой, жизненно важной — но при этом глубоко Шри-Ланкской — архитектурой." Поиск Бава способов объединить традиционное и современное привлёк внимание других художников и архитекторов, особенно Ульрика Плеснера, работавшего с Бава с 1961 по 1967 годы.
Даже в самом начале работы в зданиях, возведенных по проектам Бава ощущалось влияние духа "тропического модернизма". В "Доме Эна де Сильва" (1960) он совместил модернистские тенденции к открытой планировке этажа и строгому оформлению со знаковыми элементами особняков в Коломбо. Аналогичным образом "Поместье Батуджимбар" (1973) адаптирует принципы модернизма к местным традициям Бали. Идеи Бава находят продолжение во множестве проектов; в частности, его проекты отелей высоко ценились за их умение создать здания, учитывающие особенности местоположения, что в то время резко отличалось от тенденции проектировать отели стандартные для любой точки мира. Для "Bentota Beach Hotel" (1970) Бава создаёт проект, отражающий его окружение, но, в то же время, позволяющий вести современный образ жизни.
После социальных и правительственных изменений 1960-1970 годов, которые в конечном итоге привели к преобразованию Цейлона в Республику Шри-Ланка, Бава получает заказы на проекты ещё большего масштаба. Разработанный им дизайн Здания Парламента Республики Шри-Ланка (1982) стала продолжением исследований, начатых Джеффри ещё в начале его карьеры; использование двускатных крыш и других элементов местной архитектуры подчёркивало линию правительства. На то время здание парламента стало самым большим зданием, возведённым по проекту Бава и привлекло ещё больше международного внимания к его подходу. Примерно в это же время Бава разрабатывает проекты нескольких новых зданий для Университета Рухуна (1988). Использование им традиционных строительных материалов и архитектурных элементов, адаптированных к местному климату, доказало свою значимость, поскольку помогло снизить стоимость строительства, а также лучше вписалось в местный контекст.
Бава закрыл свою компанию в возрасте 70 лет, однако не прекратил занятий архитектурой. Большинство его работ в эти поздние годы жизни были концептуальными, а также в этот период он создал несколько наиболее интересных строительных проектов."The Kandalama Hotel" (1991) и "Blue Water Hotel" (1997) демонстрируют чуть более минималистичный подход к архитектурному дизайну в сравнении с его ранними работами.
Перевод статьи выполнил Вячеслав Гринчук / © Конструкторское Бюро Русский Стиль
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. |
Понравился проект? Напиши нам, и мы разработаем такой же или даже лучше! |