Среда, 30 июня 2021 20:08

Ослепительные дворцы Растрелли

Виктор Гюго некогда сказал: «Зодчество было главной летописью человечества». Если принять эти слова за истину, то невозможно отрицать, что самая изысканная глава этой летописи принадлежит Бартоломео Растрелли. В числе его работ – знаменитый Зимний дворец, ансамбль Петергофа, Екатерининский, Аничков, Строгановский дворцы и множество других, не менее известных зданий.

Бартоломео Франческо Растрелли – пожалуй, самый яркий представитель архитектурного стиля, получившего название русского барокко. Стиль барокко недаром получил свое название от итальянского слова, означающего «причудливый», «склонный к излишествам». Барокко в европейской архитектуре заметен склонностью к масштабным колоннадам, обилию всевозможных скульптурных форм на фасадах зданий, пилястрам и рустованным колоннам. Для него также характерно обилие перетекающих друг в друга криволинейных форм.

В отличие от западноевропейского барокко, русская версия этого стиля характеризуется более четкой структурированностью, тесной связью основной конструкции и декорирующих элементов. Сами декоративные дополнения в большинстве построек ограничены внешним слоем зданий, который можно назвать «облицовочным». Кроме этого, если на западе фасады домов облицовывали природным камнем, то в России предпочитали штукатурку и гипс. Благодаря этому декор выглядел более пластичным, а использование ярких красок – белой, лазурной, золотой, придавало зданиям четкий национальный колорит.

Особенности работ Растрелли

Именно в этом стиле выполнены гениальные работы Растрелли, ставшие сегодня визитной карточкой Санкт-Петербурга. Стиль маэстро отличается собственными чертами. В первую очередь, они касаются конструктивных особенностей строений. Растрелли практически не использовал характерные для того времени ленточные фундаменты. Будучи не только архитектором, но еще и инженером, он понимал особенности слабых грунтов Петербурга и отдавал предпочтение прочным каменным или кирпичным платформам-ростверкам на свайных основаниях.

Второй особенностью растреллиевского подхода стало полуциркульное завершение окон и полуколонн, которые он предпочитал объединять в пучки и пары. Растрелли не любил криволинейность и асимметрию, свойственную поздним проявлениям европейского барокко, он ценил благородство пропорций, создающих ощущение величия у каждого, кто и сегодня смотрит на его творения. Однако благодаря пластике оконных наличников, игре колонн и пилястров, обильной рустовке принадлежность его работ к стилю барокко не вызывала сомнений, а луковичная форма глав и яркое цветовое решение показывало, что это именно русский стиль.

Биография и основные этапы работы

Будущий великий архитектор России родился в Париже в 1700 году, когда век XVII уходил, а XVIII только начинался. Его отцом был известный Карло Растрелли, скульптор, снимавший посмертную маску Петра I, а мать принадлежала к испанской дворянской семье. Когда мальчику пошел шестнадцатый год, его отец получил приглашение поработать в России и, взяв с собой юного сына, отправился в строящийся загадочный город на Неве.

Гигантская стройка произвела неизгладимое впечатление на молодого европейца. В уютной, застроенной Европе он не видел и не мог видеть ничего подобного. Его поразили масштаб замысла и скорость исполнения, а стремление строителей создать величественный и роскошный город нашло в его душе живой отклик.

Начало карьеры

Первый дом, построенный юным Бартоломео самостоятельно, предназначался Господарю Молдавии Антиоху Кантемиру. Эта работа была достаточно незрелой, она только приоткрывала миру талант молодого зодчего. Совершенствовать свое мастерство Варфоломей Растрелли (именно такое имя он получил в России) продолжил, спроектировав здание нового московского Арсенала, затем дворец по заказу Ивана Долгорукова. Сооружение же деревянного здания дворца на территории Кремля привлекло к архитектору внимание всесильного тогда Бирона.

Любимец Анны Иоанновны, бывшей тогда императрицей, для начала поручил Растрелли построить манеж в пустынной части города между Невским проспектом и Большой Морской улицей. Работа Бирону понравилась, и архитектор получил новый заказ – на возведение замка в имении Бирона, Руентале (Курляндия). Закончить работу архитектору не дали. Вихрь дворцового переворота, совершенного уже Минихом, привел к тому, что ему пришлось забыть о замке и сосредоточиться на создании проекта русского Версаля для императрицы Анны Леопольдовны. Растрелли получил графский титул, звание обер-архитектора и приличное по тем временам жалование. Однако и эта работа осталась незавершенной. На гвардейских штыках к трону пришла Елизавета Петровна.

Елизаветинский период

Новая императрица, памятуя о ненависти ко всему немецкому, лишила гениального зодчего и титула, и жалованья, и заказов. Только практичный разум итальянца не дал Растрелли впасть в отчаяние. Он отчетливо видел, каковы вкусы и архитектурные предпочтения новой правительницы, и прекрасно понимал, что никто лучше него не сможет их удовлетворить.

Довольно скоро Елизавета поручила Растрелли завершить начатый им Летний дворец, парой лет позже архитектору пришлось доделать Аничков дворец. Его прежний архитектор не угодил императрице. Следом было поручение на строительство Смольного монастыря, достроить который помешала Семилетняя война. Надо заметить, что Смольный монастырь и сегодня считается одним из лучших творений Растрелли, однако главных своих вершин архитектор достиг чуть позже.

Декабрь 1745 года принес ему новый августейший приказ – заняться реконструкцией Петергофского дворца, имеющего для дочери Петра Великого особое значение. У Растрелли ушло много сил на то, чтобы создать проект, позволяющий сохранить ауру петровского времени, сберечь уникальность строения и получить гармоничный архитектурный ансамбль. Окончательный проект утвердили только в 1749 году, а само строительство продолжалось три года.

В 1752 году Елизавета давала первый прием в Петергофе, наслаждаясь откровенным восторгом, с которым гости рассматривали великолепное убранство, а архитектор приступил к перестройке Екатерининского дворца. Строительство велось в Царском Селе, где много лет позднее учился А. С. Пушкин. Это здание стало вершиной успеха Растрелли и его гениальным творением. Использование пространства, уникальное сочетание фасадного декора и интерьеров, необычная для того времени пластика архитектурных деталей, их наполненность цветом сделали Екатерининский дворец уникальным явлением. Здание и сегодня считается лучшим, классическим образцом русского направления барокко.

Неудивительно, что задумав возведение Зимнего дворца, Елизавета снова призвала гениального зодчего. Согласование проекта здания заняло несколько лет. Все это время Растрелли напряженно работал. В это время он строит Строгановский дворец, павильон Эрмитаж, дворец в Ропше. В 1758 наконец-то начинаются работы по возведению Зимнего дворца, которые в 1761 были прерваны смертью Елизаветы, так и не успевшей переехать в новый дворец. Зимний был достроен через год, и там воцарился Петр III.

С архитектурной точки зрения, Зимний дворец – выдающееся произведение искусства. Членение фасадов, чередование отступов и колонн, выступы и капители в сочетании с пучками колонн, которыми оттенены углы здания, создают эффект пульсации, движения, элементы структуры словно перетекают одна в другую, как река, на которую можно часами смотреть, не отрываясь. Именно в декорах Зимнего русское барокко достигает пика. В декорах дворцовых анфилад Растрелли использовал весь доступный ему инструментарий: полуколонны, сандрики, пилястры, картуши, изумительные наличники, атланты и кариатиды, антаблементы и сегодня восхищают посетителей. В великолепии Зимнего дворца застыло величие той, давней эпохи, которая никогда не вернется в мир, отдавший предпочтение функциональности и минимализму.

После Елизаветы

После смерти Елизаветы капризная фортуна отвернулась от Растрелли. Екатерина II предпочитала другие стили, и эпоха русского барокко подошла к концу. Архитектор пытался бороться – получив разрешение, он уехал на год в Италию, однако вернувшись, увидел, что его место заняли более молодые специалисты. Уязвленный зодчий подает прошение об отставке, получает пенсию и уезжает в Курляндию, к Бирону, который все еще ценит талант архитектора.

Однако вскоре сын Бирона сообщил, что предпочитает работать с молодыми архитекторами, которым ближе был начинающийся классицизм. В 1767 году скончалась супруга Растрелли, после её смерти он был вынужден распродать имущество. Есть документы, подтверждающие, что через два года после ее смерти Растрелли посетил родину своего отца, намереваясь приобрести полотна кисти итальянских мастеров, чтобы продать их в России. Достоверно известно, что в 1771 году Варфоломея Растрелли приняли в Императорскую академию художеств. Умер зодчий через несколько месяцев после этого. Где он был похоронен – сегодня точно неизвестно. По косвенной информации, могила находилась в Митаве и была разрушена в период Второй мировой войны.

Бартоломео Франческо (Варфоломей) Растрелли, русский итальянец, сделал для величия России больше, чем многие ее сыны. Его уникальный стиль стал не просто вариацией на тему европейского барокко, он поставил Санкт-Петербург в один ряд с гораздо более древними столицами. Гений зодчего, его дивной красоты работы, прославили в веках русское государство. Поклонники таланта Растрелли не могут прийти на его могилу, чтобы отдать дань памяти его ослепительному таланту, но могут восхищаться его творениями и беречь их для следующих поколений.

Авторы: Чернов Александр и Панарина Наталия

  • 1 Растрелли
  • Screenshot_1
  • Screenshot_2
  • Screenshot_5
  • Screenshot_6
  • Screenshot_8
  • Screenshot_9
  • Screenshot_10

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Понравился проект? Напиши нам, и мы разработаем такой же или даже лучше!

Прочитано 1072 раз
Другие материалы в этой категории: « Дом певца / Aleph-LiangChen В центре внимания: Герт Вингорд »