Вторник, 31 июля 2018 21:55

Чистые кристаллические формы Миса ван дер Роэ

Идолом и религией Людвига Мис ван дер Роэ была благородная простота. Изысканно-простые формы его строений исходят не из примитивного стремления найти легкое решение сложной задачи, это скорее благородный результат глубокого понимания проблемы, которое делает сложное – простым. Построенные по проектам Миса ван дер Роэ необыкновенный павильон Германии на всемирной выставке, парящий Дом Франсуорт, предельно функциональная Вилла Тугендгат, громадный Сигрем-билдинг навсегда вписали его имя в историю архитектуры.

Отличительные особенности стиля

Работам знаменитого архитектора присуща определенная эволюционность. Мис ван дер Роэ начинал свой путь в архитектуре с функционального подхода к строениям, полагая, что именно функция полностью определяет форму. Однако со временем он отошел от этой аксиомы, пренебрегая функциональностью в угоду эстетической составляющей работ.

Эстетика Миса ван дер Роэ основана на философии неотомизма. Как эта школа видела суть явлений в гармонии веры и разума, так архитектор видел суть архитектуры в гармонии простых геометрических объектов и ясной четкости линий. Его путь к созданию вечной эстетики проходил по пути жесткой экономии декоративных элементов, через строгую ясность прямых углов, достигая предельной обнаженности форм и конструкций.

Основные этапы жизни и творчества

Людвиг Мис родился в конце XIX века в небольшом немецком городке Ахене. Его отец был каменотесом, и именно от него Людвиг унаследовал доскональное знание свойств камня и особенностей каменных конструкций. Проучившись пару лет в ремесленной школе, юноша начал помогать отцу. Через несколько лет он перешел в другую мастерскую и в 1908 году попал в мастерскую Петера Беренса, который оказал главное влияние на формирование творческого кредо и эстетических воззрений молодого подмастерья. Немалую роль в этом сыграло и участие Людвига в возведении здания для размещения немецкого посольства в Петербурге на площади Исаакия.

Первые проекты и работа в Германии

Как независимый архитектор, Людвиг Мис заявил о себе в Берлине в 1912 году. Он дополнил фамилию Мис девичьей фамилией матери, использовав связку «ван дер», которая, на его взгляд, делала имя более аристократичным. Репутация молодого архитектора сформировалась довольно быстро и в 1927 году ван дер Роэ разрабатывает для интернациональной экспозиции жилища инновационный для того времени проект трехэтажного дома свободной планировки. Дом имел своеобразное «ядро», которое на каждом этаже занимали кухонное помещение и ванная комната, а остальное пространство владелец мог спланировать исходя из собственных потребностей, используя легкие перегородки.

Следующей крупной работой, которая принесла Мису уже мировую славу, стал германский павильон на барселонской выставке. Чистые геометрические линии, просторные поверхности, умелое использование отражающих поверхностей из натурального камня и воды покорили публику. Павильон, в отделке которого Людвиг использовал травертиновые плиты, полированный оникс и множество стекла, стал одной из главных достопримечательностей выставки.

Оникс вообще был одним из любимых материалов архитектора. В 1930 году он снова с успехом использовал его при строительстве в Брно заказанной ему виллы, которая позднее стала известна под именем Тугендгат. Революцией в архитектуре стали сдвигающиеся стеклянные стены виллы. Их можно было убрать, сделав виллу частью окружающего ландшафта. Мис ван дер Роэ настолько гордился своим проектом, что даже мебель для виллы спроектировал самостоятельно. Это был лучший и последний проект Миса в Германии. В 1938 году, не желая иметь ничего общего с нацизмом, Людвиг Мис эмигрировал из Германии в США.

Американский период в творчестве Миса ван дер Роэ

После переезда в Америку Мис, будучи уже известным и признанным авторитетом в области архитектуры и строительной инженерии, получил предложение взять на себя управление Иллинойским институтом технологий. За время работы на этой должности он основательно перестроил студенческий городок, причем многие здания стоят там и по сей день.

К американскому периоду относится одна из самых интересных работ Миса – Стеклянный Дом Франсуорт. Это строение полностью завершило развитие главной эстетической идеи Миса – абсолютной геометризации формы. В своих работах данного периода архитектор жертвует не только комфортабельностью, но и функциональностью построек, что уже не всегда находит понимание у заказчиков.

В этот же период Мис строит несколько высотных зданий. Часть из них предназначена для офисов, к ним относится и знаменитый Сигрэм Билдинг, а часть – для жилых домов. Эти здания значительно отличались от общепринятой застройки. Сохраняя приверженность простоте и чистоте геометрических форм, Мис проектирует и офисные, и жилые здания в одной манере, как прямоугольники из стекла и металла. Часть зданий он украшает внешними профилями, которые выполняют эстетическую функцию. Несущие конструкции Мис предпочитал надежно скрывать внутри зданий.

Мис обожал металл. Он использовал его в качестве каркасов практически во всех своих постройках. Сегодня для того, чтобы сохранить эти здания, приходится тратить немало сил и средств на борьбу с коррозией.

Завершение карьеры

По иронии судьбы, свой последний масштабный проект, Новую национальную галерею, Мис сделал в Германии. Здание ее и сегодня является частью Государственных музеев Берлина. Через год после завершения постройки Мис умер, оставив последователям «стиль Миса». Однако его гений архитектора почти полностью исчерпал возможности для развития его любимой геометрически простой формы, так что ученики могли только повторять работы наставника, развиваться стилю было уже некуда.

Людвиг Мис внес огромный вклад в развитие городской архитектуры. Именно его разработки легли в основу многоэтажной городской застройки, и не его вина, что менее талантливые потомки превратили гармоничное изящество чистых форм в мрачные кварталы многоэтажных коробок. В странах Америки и Западной Европы последователи Миса и сегодня строят здания кристаллической формы, используя новые виды стекла и сплавов, которые позволят их творениям уберечься от разрушительного влияния времени. Чистые формы Миса стали основой городской застройки и представить без них современный город сегодня уже невозможно.

  • Больше фото Штаб-квартиры школы Баухауз в Дессау https://vk.com/album-123413407_254738937
  • Больше фото по Павильону на выставке в Барселоне и вилле Тухендгат http://miesbcn.com/the-pavilion/images/
  • Вилла Тугендгат в Брно, Чехия https://vk.com/album-123413407_254739152
  • Crown Hall в кампусе Иллинойсского технологического института в Чикаго, США https://vk.com/album-123413407_254739291
  • Дом Франсуорт в Плейно, США https://vk.com/album-123413407_254739537
  • Мемориальная библиотека имени Мартина Лютера Кинга в Вашингтоне https://vk.com/album-123413407_254739718
  • Все проекты Миса ван дер Роэ  http://miessociety.org/mies/projects/

Автор: Чернов Александр и Панарина Наталия

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Понравился проект? Напиши нам, и мы разработаем такой же или даже лучше!

Прочитано 413 раз